ЖАЛОБА на отказ в регистрации по месту жительства

Рабочий день, работа

Закон РФ от 25 июня 1993 г. “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” отменил прежний разрешительный порядок прописки и ввел понятия регистрации по месту жительства или месту пребывания.

На основании этого Закона было издано постановление Правительства РФ “Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию” и МВД РФ издало соответствующую Инструкцию.

Изменив место жительства, гражданин обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и предъявить: паспорт или заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор купли-продажи и т. д.) и оплатить государственную пошлину.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Отказ в регистрации может быть обжалован вышестоящему должностному лицу или в суд.

Конституционный суд РФ, рассматривая дело о проверке конституционности положений статей 14, 15 и 35 Закона Краснодарского вд.ая от 23 июня 1995 г. “О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края”*, указал, что согласно статъе ‘27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто ^акон:.о находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Из статьи 71 (пункт “в”) Конституции Российской Федерации следует, что регулирование данного права находится в ведении Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, регулируя данную сферу общественных отношений, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем право гражданина Российской Федерации свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах’ Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, согласно статье 8 Закона Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” данное право ограничивается на территориях с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. В целях, предусмотренных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный закон может установить и иные ограничения указанного конституционного права и условия его осуществления.
* См. “Российская газета” от 3 ноября 1998 г.

Установление иных, помимо прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения особого порядка регистрации как условия реализации права гражданина Российской Федерации на выбор места жительства является нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона. Субъекты Российской Федерации не могут самостоятельно вводить ограничения конституционного права гражданина на выбор места жительства, а также предусматривать регистрацию или отсутствие таковой как основание ограничения или условие реализации право граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (в данном случае ее статьей 35). Положения иных, помимо федерального закона, нормативных актов, предусматривающие такие ограничения, не соответствуют статьям 27 (часть 1), 55 (часть 3), 71 (пункт “в”), 76 (части 1 и 5) Конституции Российской Федерации с точки зрения установленного ею разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу предписаний статьи 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации такие акты не могут действовать.

Это равным образом относится и к нормативным актам субъектов Российской Федерации, их отдельным положениям, которые служат основанием для отказа гражданам в регистрации по избранному месту жительства в приобретаемых ими квартирах и домах на территории данного субъекта Российской Федерации, а также устанавливают запрет нотариального оформления договоров отчуждения жилья, если участником договора является гражданин, не имеющий постоянной регистрации по месту жительства на территории этого субъекта Российской Федерации, — федеральное законодательство таких ограничений не содержит.

ЖАЛОБА на отказ в регистрации по месту жительства